Мажорная тональность - одна из наиболее распространенных и используемых систем музыкальной гармонии. Понимание и умение построить интервалы на ступенях мажорной тональности является основой для дальнейшего изучения музыки и ее исполнения.
Интервалы являются основными элементами музыкального языка. Они определяют расстояние между нотами и влияют на звучание и выразительность музыки. В мажорной тональности существуют определенные правила и шаблоны построения интервалов на ступенях, которые помогут вам лучше разобраться в этой системе.
Первый шаг в построении интервалов на ступенях мажорной тональности - определение их названий. Они обозначаются римскими цифрами и присваиваются каждой ступени мажорной тональности. Второй шаг - определение характера интервала (большой, малый, увеличенный или уменьшенный) и его размера (в полутонах).
Важно запомнить:
1. Первая ступень мажорной тональности - тоника (I), вторая - субдоминанта (II), третья - медианта (III), четвертая - субмедианта (IV), пятая - доминанта (V), шестая - субтоника (VI), седьмая - ведущая нота (VII).
2. Мажорный интервал состоит из 2-х ступеней мажорной тональности, минорный - из 1,5 ступеней.
3. Чтобы построить мажорный интервал, нужно взять название ступени и увеличить его на 1 ступень, а затем запомнить его название и характер размера.
4. Чтобы построить минорный интервал, нужно взять название ступени и уменьшить его на 1 ступень, а затем запомнить его название и характер размера.
Ступени мажорной тональности
Мажорная тональность представляет собой одну из основных систем музыкальной грамотности. Эта система включает в себя восемнадцать мажорных тональностей. Каждая из этих тональностей имеет свои особенности, а также характерные для неё ступени.
В мажорной тональности ступени нумеруются от 1 до 7, где каждая ступень обозначает определенную ноту в данной тональности. Первая ступень называется тоникой и является основной нотой данной тональности. Вторая ступень – субдоминанта, третья ступень – медианта, четвёртая – субмедианта, пятая – доминанта, шестая – субтоника, и, наконец, седьмая ступень – лейтмотив.
Для каждой мажорной тональности характерно свое расположение и расстояние между ступенями. Например, в тональности до мажор расположение ступеней и расстояние между ними выглядят следующим образом:
Ступень | Наименование ступени | Расстояние с предыдущей ступенью |
---|---|---|
1 | Тоника | В чистой квинте (7 полутонов) |
2 | Субдоминанта | В малой секунде (2 полутона) |
3 | Медианта | В большой секунде (3 полутона) |
4 | Субмедианта | В большой терции (4 полутона) |
5 | Доминанта | В чистой квинте (7 полутонов) |
6 | Субтоника | В малой секунде (2 полутона) |
7 | Лейтмотив | В большой секунде (3 полутона) |
Именно последовательность и расстояние между ступенями мажорной тональности определяют её уникальный музыкальный характер и звучание.
Интервалы на ступенях
В мажорной тональности семь ступеней образуют диатоническую шкалу. Каждая ступень имеет свое название и определенный интервал, который образуется при движении от нижней ступени до верхней.
Рассмотрим интервалы на ступенях мажорной тональности:
- Первая ступень (тоника) - интервал примы.
- Вторая ступень (субдоминанта) - интервал секунды.
- Третья ступень (медианта) - интервал терции.
- Четвертая ступень (субдоминанта) - интервал кварты.
- Пятая ступень (доминанта) - интервал квинты.
- Шестая ступень (субмедианта) - интервал сексты.
- Седьмая ступень (субтоника) - интервал септимы.
Интервалы на ступенях мажорных тональностей играют важную роль в музыке. Они определяют характер и настроение композиций и используются для построения аккордов и гармонических прогрессий.