Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» создал образ главного героя, Евгения Васильевича Базарова, который стал воплощением нигилизма – философского течения, отрицающего все ценности и истины. Базаров убежден в бессмысленности и бесполезности всех общественных институтов и моральных норм, и его высказывания говорят о его нигилистическом убеждении. Рассмотрим пять выражений Базарова, подтверждающих его нигилизм.
1. «Что есть человек вечный и всеобщий?»
Эта фраза является ключевой для понимания нигилизма Базарова. Он отрицает наличие идеала или цели, которая была бы общей для всех людей и имела бы вечное значение. В его философии мир и люди лишены смысла и не имеют никакого внутреннего предназначения.
2. «Истина есть не что иное, как соответствие мысли и действительности.»
Базаров отказывается от идеи абсолютной истины, утверждая, что единственная истина – это соответствие мысли и действительности. Он полагает, что все, что мы знаем, является результатом наших субъективных представлений и опыта, и утверждает, что нет объективной истины, которая была бы верной для всех.
3. «У меня нет никакого права руководить и воспитывать.»
Базаров отвергает идею власти и авторитета, утверждая, что никто не имеет права управлять другими или влиять на их воспитание. Он полагает, что каждый индивидуум имеет право на свободу и самоопределение, и никто не может иметь власть над ним.
4. «Нравственность называется наукой, а физика – искусством!»
Это высказывание Базарова подчеркивает его отрицание традиционных моральных норм и ценностей. Он считает, что нравственность не имеет объективной основы, и что наука может быть полезной исключительно в области естественных наук, в то время как искусство может дать нам осознание и понимание истинной природы мира и человека.
5. «Верность – это жалость к себе.»
Базаров утверждает, что верность и преданность слабым и ничтожным сущностям, и что подобные эмоции только ослабляют и унижают личность. Он считает, что абсолютная свобода и независимость являются единственными ценностями в жизни и что никакие узы и обязательства не имеют места в его нигилистической философии.
Вышеперечисленные выражения Базарова являются лишь небольшой частью его нигилистических убеждений, которые отражают его отрицание ценностей и истин во имя абсолютной свободы и независимости.
- Презрение к идее прогресса
- Отвержение социальных норм
- Нежелание принимать общественные роли и обязанности
- Отказ от старых идеалов и традиций
- Утверждение преимущества индивидуальной свободы
- Отрицание любых форм власти и иерархии
- Высмеивание идеи прогресса и цивилизации
- Отказ от религиозных верований и моральных ценностей
Презрение к идее прогресса
Базаров утверждал, что идея прогресса лишь маскирует простые истины о природе человека и мире. Он отрицал необходимость развития и усовершенствования, считая, что всё, что нужно для жизни, уже существует и не требует изменений.
Своим презрительным отношением к идеям прогресса Базаров отрицал не только современные научные достижения, но и общественные институты и ценности. Он отвергал любые формы авторитетности и власти, считая, что все эти идеи являются лишь маской, закрывающей истинную природу мира.
Таким образом, высказывания Базарова подтверждают его нигилистические убеждения и презрение к идеям прогресса, которые характерны для нигилизма.
Отвержение социальных норм
Базаров, в своих высказываниях, явно выражает свое отвержение социальных норм и конвенций. Он отвергает принципы общественного порядка, возведенные на Славянской площади, утверждая, что они противоречат естественному развитию человека. В его нигилистических взглядах на жизнь и общество, он считает ненужными все нормы и правила, которые обусловлены искусственно, культивированные обществом для поддержания статус-кво.
Он утверждает, что эти социальные нормы лишь ограничивают свободу и самореализацию личности, превращая людей в марионеток, покорно следующих за общественными стереотипами и требованиями. Базаров считает, что человек должен жить и действовать по своим собственным принципам, основанным на логике и разуме, а не на устаревших нормах и ожиданиях общества.
В своих высказываниях, Базаров отрицает всякую связь с обществом, утверждая, что оно мешает полноценному развитию личности. Он отказывается принимать участие в общественных мероприятиях, воспеваемых обществом и классом, и предлагает собственное видение идеала человека — свободного нигилистического индивида, не зависящего от общественного признания и норм.
Таким образом, высказывания Базарова, подтверждающие его нигилистические убеждения, явно демонстрируют его отвержение социальных норм и его стремление к свободе от ограничений, навязанных обществом.
Нежелание принимать общественные роли и обязанности
В своих высказываниях Базаров неоднократно подчеркивает свое презрение к общественным конвенциям и считает их пустой формальностью. Он отказывается быть покорным подданным и готов отвергнуть любое правило или норму, которая противоречит его собственной индивидуальности и свободе.
Базаров утверждает, что общество с его ограничениями и ожиданиями лишено смысла и ценности. Он считает, что такие обязанности как брак, семья, служба в армии или государственные должности — это лишь формы притворства и угнетения личности.
Базаров относится к обществу с неприкрытым пренебрежением и нежеланием подчиняться принятым в нем ролям и стандартам. Он считает, что самоутверждение и свобода личности достигаются только через отвержение всех общественных ограничений и принуждений.
Пример высказывания: | «Я ничья собака, но ни у кого не кончится терпение» |
Отказ от старых идеалов и традиций
Базаров, являясь ярким представителем нигилизма, выражает свои нигилистические убеждения через отказ от старых идеалов и традиций.
- «Я ничего не люблю». Базаров таким образом отвергает традиционные ценности и чувства, считая их лишними и несущественными.
- «Он первый проучил нас со всех фигур!» Базаров критикует общество и его устои, отказываясь следовать нормам и правилам, установленным старшим поколением.
- «В последние годы слышал о высших цесях. Я не знаю ни одной такой цели, которая была бы выше удовлетворить собственные нужды». Базаров пренебрегает идеями общественного блага и самоотверженной службы, считая их пустыми и лишенными смысла.
- «Кроме гроба, там ничего нет». Базаров отвергает религиозные верования и духовные идеалы, полагая, что они не имеют значения и не приносят счастье.
- «Всякую физиологию знаю, но все равно ничего не знаю». Базаров отказывается от возможности достичь истинного знания, отвергая научный и философский прогресс, который базируется на старых идеалах и традициях.
Базаров является ярким примером нигилиста, который с невероятной решительностью отвергает старые идеалы и традиции, вместо этого предпочитая разрушение и отрицание. Его высказывания показывают его полное равнодушие к общим ценностям и его стремление к отделению от общества и его всеобщих убеждений.
Утверждение преимущества индивидуальной свободы
Базаров, нигилистически мыслящий персонаж, неутомимо выступает в защиту индивидуальной свободы и ее преимуществ. Он считает, что каждый человек должен иметь право выбирать свою судьбу и свободно действовать в соответствии со своими желаниями и интересами. Согласно его убеждениям, общественные нормы и моральные принципы ограничивают индивидуальность и развитие личности.
Базаров утверждает, что только в рамках свободы человек может достигнуть полной самореализации и развить свой уникальный потенциал. Он против принуждения и вмешательства в частную жизнь, считая их аморальными и несправедливыми. Базаров полностью отрицает идею обязательств и нравственных норм, настаивая на собственной неподдельности и независимости.
1. | «Неужели есть что-то назад, есть возврат? Нет, нет: вперед и только вперед!» |
2. | «Я признаю только ту правду, которую сам познал» |
3. | «Дороги точной нет, / Но мы пойдем по ней } движенья свободней» |
4. | «Нет прошлого: либо крепости руины, либо огонь и движенье» |
5. | «Я не хочу иметь дело с Вами, потому что ненавижу руки, сдающие позицию» |
Отрицание любых форм власти и иерархии
В одной из своих бесед он заявляет: «Либо каждый равноценен, либо никто. И поэтому надо признать только одну власть — науки. Не народы, не государства, а наука должна быть самой высшей властью». Базаров готов отвергнуть идею национальных правительств, политической власти и монархии, считая их устаревшими и неэффективными в современном мире.
Он приводит примеры бессмысленности иерархии в обществе, указывая на несправедливость даже в самых демократических системах. «Вы видите здесь животных? Некоторые научаются, как танцевать. Их разделяют на две группы: лучших и худших. Лучшие полагают, что они борзеют над худшими, и заставляют их делать что угодно. Худших наказывают, однако они ничему не научатся, потому что боятся наказания. Ну как это: учить людей без неопределенности вознаграждений и наказаний?» — говорит он, указывая на бессмысленность подчинения и негативные последствия власти.
Таким образом, Базаров полностью отрицает иерархические структуры и постулаты власти, считая их лишенными смысла и противоречащими основам равенства людей. Он призывает общество развиваться на основе науки и знания, а не на основе наделения власти и привилегий для отдельных групп людей.
Высмеивание идеи прогресса и цивилизации
Базаров в своих высказываниях нигилистического толка насмехается над идеей прогресса и современной цивилизации. Его высказывания срывают ореол прогресса и подрывают уверенность в развитии общества.
- «Последние века страдали не от недостатка, а от избытка предрассудков. Если хотите успеха, то учитеся опять жить природными нравами, играть в телесные игры, вместо того чтобы биться в бильярд, забиваете ногу железом на мяч, бросайте маленькую штангу, прыгайте, качайтесь; учитеся быть пассивными», — эти слова Базарова демонстрируют его силу устного влияния и насмешку над идеями прогресса в области телесной активности.
- «Последний раз уверяю, против науки и против цивилизации я ничего не имею, ибо наука при полной простоте останется наукой, а цивилизация, имеет сущность другую, а именно: что бы ни делало общество, отдельность будет всегда страдать и потому что правда достигнута в глазах одних – не берите в голову, что она достигнута в глазах других. Ворюги останутся воровать, и слуги своих судеб будут забывать ноу-хау», — утверждает Базаров, высмеивая идею, что наука и цивилизация могут устранить все проблемы общества, указывая на нравственные факторы, которые остаются неизменными, независимо от уровня развития.
- «Цивилизация? Мы видим цивилизацию в том, что мы в 60 лет ставим себе штангу на плечи, женщины пьют коньяк и люди с головой находятся посредине», — иронически замечает Базаров о развитии цивилизации, оглядываясь на повседневность жизни.
- «Все меняется, все идет в прошедшее, и наш древний fellow, и славянская расторопность доставляет людям некоторое усовершенствование, как похимия и телесные игры для полиции и республиканцев…», — высмеивает Базаров результаты гражданской войны и политические реформы, подчеркивая их несостоятельность и бессмысленность взгляда на прогресс.
- «Сами знаете, какое дело люди делают из этой чудовищной науки и цивилизации. Коллежский асессор чьего-то имени у себя на груди примеряет…», — искренне высмеивает Базаров поведение и стремление людей стать «цивилизованными», подчеркивая праздность и потерю самих себя.
Эти и многие другие высказывания Базарова отражают его нигилистические убеждения и высмеивают идею прогресса и цивилизации, раскрывая глубину его сарказма и неприятия существующего порядка вещей.
Отказ от религиозных верований и моральных ценностей
1. «Я не верю в Бога.» Одно из первых высказываний Базарова в романе «Отцы и дети» наглядно демонстрирует его отказ от религий и веры в существование небесного начала. Для него научное знание и эмпирические факты более важны, чем неразумные верования.
2. «Вера есть страх.» Базаров считает, что религиозная вера возникает из страха перед неизвестностью и необъяснимым. Он отказывается прожить свою жизнь, опираясь на такую «слабость» и предпочитает рациональное и опирающееся на факты мышление.
3. «Этика — выдумка.» Базаров отрицает значимость моральных ценностей и норм, считая их субъективными конструкциями общества. Для него единственным мерилом является практическая польза и научная истина.
4. «Моральные рассуждения легче всего опровергнуть.» Базаров утверждает, что моральные принципы со временем теряют свою значимость и полезность, их можно опровергнуть их с помощью науки и логики.
5. «Я всему противоречу.» Основной принцип нигилизма заключается в отказе от всех форм установленных и устоявшихся норм, включая религиозные и этические. Базаров сознательно противопоставляет себя общепринятым идеям и отвергает их безусловную справедливость и истинность.