Орфограмма для четвертого класса — основные правила русского языка и примеры

Орфограмма – это правильное написание слова в соответствии с правилами русского языка. В 4 классе ученики углубляют свои знания и навыки в области орфографии и учатся применять правила написания в практической деятельности. На этом этапе обучения особое внимание уделяется орфограммам, которые ранее были введены, а также новым правилам и исключениям. В данной статье мы рассмотрим основные правила и примеры орфографических явлений, которые должны быть известны 4-классникам.

Орфограммы разделены на группы, каждая из которых имеет свои правила и исключения. Рассмотрим некоторые из них. Первая группа орфограмм – это правописание гласных звуков, включая сонорные и шипящие согласные. Ученики должны уметь определить, где нужно писать «о» или «а» в корне слова, например: «дом» или «дам». Также важно знать, когда нужно писать «ы» или «и», как в словах «пыль» и «мир».

Вторая группа орфограмм связана с падежными окончаниями. 4-классники учатся правильно изменять окончания существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах. Например, дети узнают, что пишется «друга» или «другу», «книгу» или «книжку». Изучение этих правил поможет им избегать ошибок в письме.

Правила правописания согласных букв

В русском языке существуют определенные правила, которые помогают правильно писать согласные буквы. Ознакомьтесь с ними:

1. Правильно пишутся согласные буквы ‘б’, ‘в’, ‘г’, ‘д’, ‘ж’, ‘з’, ‘й’, ‘к’, ‘л’, ‘м’, ‘н’, ‘п’, ‘р’, ‘с’, ‘т’, ‘ф’, ‘х’, ‘ц’, ‘ч’, ‘ш’, ‘щ’ без твердого и мягкого знака.

Например: буква, вода, город, дом, жук, звезда, йогурт, кот, лиса, мама, нога, палка, река, сок, тигр, фонарь, хлеб, цветок, чертеж, шапка, щенок.

2. Буква ‘е’ после согласной ‘ш’, ‘ж’, ‘ч’, ‘щ’, ‘ц’ всегда пишется без диакритического знака.

Например: машина, пожар, чеснок, счастье, цвет.

3. Правописание согласных букв ‘й’ и ‘и’ в словах с суффиксом -ец или -ий.

— После согласных и шипящих букв пишется ‘е’ (Васечкин, рыбачий, летящий).

— После гласных пишется ‘и’ (рассеивать, снежный).

4. Правильное написание букв ‘ж’ и ‘ш’ в сложных словах.

— В словах с приставкой ‘под-‘ или ‘при-‘ перед буквами ‘ж’ и ‘ш’ пишется ‘ж’ или ‘ш’, а не ‘г’ или ‘ш’. Например: поджигать, прижимать, подшивать, пришить.

5. Правятся отдельные согласные буквы в сложных словах.

— В словах с суффиксами -ичк-, -ечк-, -еньк- пишутся согласные ‘т’ или ‘ц’, а не ‘ч’ (ручка, душек, деревенька).

— В словах с суффиксами -цк-, -тск-, -ск- пишутся согласные ‘ч’ или ‘щ’, а не ‘ц’ (подушка, ложка, деска).

Используя эти правила, вы сможете правильно писать согласные буквы. Следует обратить внимание на особенности написания согласных в сложных словах и словах с суффиксами.

Правила правописания гласных букв

  • Если есть сомнения в написании гласной после шипящих или х, нужно обратить внимание на произношение слова и использовать соответствующую гласную. Например: мОлоко, вОлна, гоЛубь.
  • Если перед гласной буквой находится одна согласная, то она обозначает короткое произношение гласной. Например: кот, мотоцикл, очки.
  • Если перед гласной буквой находятся две и более согласные, то гласная обозначает долгое произношение. Например: планета, корзина, спорт.
  • Если гласная о и значение корня есть наоборотение, пишется а. Например: мОлоко – малОчка, гоЛубь – галКа.

Запомни эти правила и правильное написание слов станет проще!

Правила правописания непроизносимых и негласных звуков

В русском языке есть звуки, которые мы не произносим при чтении слов. Они называются непроизносимыми звуками. Также есть звуки, которые в разных словах могут произноситься по-разному, но при этом их правильное написание остается неизменным. Эти звуки называются негласными.

Вот некоторые правила правописания непроизносимых и негласных звуков:

1. Непроизносимая «о» в корне слова

Если в корне слова есть «о», которую мы не произносим, то в слове пишется «о»: смотреть.

2. Непроизносимая «е» в окончаниях слов

Если в окончании слова есть «е», которую мы не произносим, то в слове пишется «е»: машине.

3. Непроизносимая «и» в окончаниях слов

Если в окончании слова есть «и», которую мы не произносим, то в слове пишется «и»: реке.

4. Непроизносимая «ъ» в словах со смягчающим знаком

Если в слове есть смягчающий знак, то следующая за ним «ъ» всегда пишется, хотя мы его не произносим: вещь.

5. Негласные звуки «е» и «и»

В некоторых словах на месте негласного звука «е» пишется «и»: лезть, берись. Это нужно запомнить, так как их нельзя прослушать и проверить.

Запомни эти правила и правильно пиши слова, учитывая непроизносимые и негласные звуки!

Правила написания слов с приставками и суффиксами

1. К приставке приставляется тире, а корень сохраняет свою написание. Например:

— пре- + свет = предсвет

— со- + слово = сослово

2. Корень слова не изменяется при добавлении суффикса. Например:

— радость + -ница = радостница

— добро + -нравие = добронравие

3. В некоторых случаях при добавлении приставки или суффикса может происходить изменение корня слова. Например:

— ослик + -onok = осликонок

— князь + -ство = княжество

4. Суффикс может быть написан через дефис после корня слова. Например:

— гроза-мороза

— бег-пробег

5. Иногда при добавлении приставки или суффикса изменяется орфография корня слова. Например:

— буква ж после ц ищется через ж, а о перед ж пишется через е. Например, недожженный.

— корень слова раз на конце слова пишется через з. Например, раз-(вмаленьком слове без приставок пишется через с). Например, разбить.

Запомни! При написании слов с приставками и суффиксами необходимо учитывать эти правила и обращать внимание на орфографию корня.

Примеры заданий по орфограмме для 4 класса

1. Введите правильную орфограмму вместо неправильной аналогичной:

— Птеродактил пролетал вълюбцх над полем.

— Мальчик люпит мяч.

— Мама готовит вкусные блины.

2. Запишите слова, в которых пропущены буквы Ъ и Ь, вместо _____:

— Секрет:_____система.

— Во_____ное положение.

3. Запишите правильные слова вместо неправильных:

— Лампа настольная, немало жарит.

— Я слышал, как кратко взбилось мое сердце.

4. Замените точки на пропущенные буквы и запишите слова:

— Марты..н Лю..ппн.

— Пло..яд сма..ки.

— Пишет сиде..ь в души шап..тн.

Оцените статью