Орфограмма – это правильное написание слова в соответствии с правилами русского языка. В 4 классе ученики углубляют свои знания и навыки в области орфографии и учатся применять правила написания в практической деятельности. На этом этапе обучения особое внимание уделяется орфограммам, которые ранее были введены, а также новым правилам и исключениям. В данной статье мы рассмотрим основные правила и примеры орфографических явлений, которые должны быть известны 4-классникам.
Орфограммы разделены на группы, каждая из которых имеет свои правила и исключения. Рассмотрим некоторые из них. Первая группа орфограмм – это правописание гласных звуков, включая сонорные и шипящие согласные. Ученики должны уметь определить, где нужно писать «о» или «а» в корне слова, например: «дом» или «дам». Также важно знать, когда нужно писать «ы» или «и», как в словах «пыль» и «мир».
Вторая группа орфограмм связана с падежными окончаниями. 4-классники учатся правильно изменять окончания существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах. Например, дети узнают, что пишется «друга» или «другу», «книгу» или «книжку». Изучение этих правил поможет им избегать ошибок в письме.
Правила правописания согласных букв
В русском языке существуют определенные правила, которые помогают правильно писать согласные буквы. Ознакомьтесь с ними:
1. Правильно пишутся согласные буквы ‘б’, ‘в’, ‘г’, ‘д’, ‘ж’, ‘з’, ‘й’, ‘к’, ‘л’, ‘м’, ‘н’, ‘п’, ‘р’, ‘с’, ‘т’, ‘ф’, ‘х’, ‘ц’, ‘ч’, ‘ш’, ‘щ’ без твердого и мягкого знака.
Например: буква, вода, город, дом, жук, звезда, йогурт, кот, лиса, мама, нога, палка, река, сок, тигр, фонарь, хлеб, цветок, чертеж, шапка, щенок.
2. Буква ‘е’ после согласной ‘ш’, ‘ж’, ‘ч’, ‘щ’, ‘ц’ всегда пишется без диакритического знака.
Например: машина, пожар, чеснок, счастье, цвет.
3. Правописание согласных букв ‘й’ и ‘и’ в словах с суффиксом -ец или -ий.
— После согласных и шипящих букв пишется ‘е’ (Васечкин, рыбачий, летящий).
— После гласных пишется ‘и’ (рассеивать, снежный).
4. Правильное написание букв ‘ж’ и ‘ш’ в сложных словах.
— В словах с приставкой ‘под-‘ или ‘при-‘ перед буквами ‘ж’ и ‘ш’ пишется ‘ж’ или ‘ш’, а не ‘г’ или ‘ш’. Например: поджигать, прижимать, подшивать, пришить.
5. Правятся отдельные согласные буквы в сложных словах.
— В словах с суффиксами -ичк-, -ечк-, -еньк- пишутся согласные ‘т’ или ‘ц’, а не ‘ч’ (ручка, душек, деревенька).
— В словах с суффиксами -цк-, -тск-, -ск- пишутся согласные ‘ч’ или ‘щ’, а не ‘ц’ (подушка, ложка, деска).
Используя эти правила, вы сможете правильно писать согласные буквы. Следует обратить внимание на особенности написания согласных в сложных словах и словах с суффиксами.
Правила правописания гласных букв
- Если есть сомнения в написании гласной после шипящих или х, нужно обратить внимание на произношение слова и использовать соответствующую гласную. Например: мОлоко, вОлна, гоЛубь.
- Если перед гласной буквой находится одна согласная, то она обозначает короткое произношение гласной. Например: кот, мотоцикл, очки.
- Если перед гласной буквой находятся две и более согласные, то гласная обозначает долгое произношение. Например: планета, корзина, спорт.
- Если гласная о и значение корня есть наоборотение, пишется а. Например: мОлоко – малОчка, гоЛубь – галКа.
Запомни эти правила и правильное написание слов станет проще!
Правила правописания непроизносимых и негласных звуков
В русском языке есть звуки, которые мы не произносим при чтении слов. Они называются непроизносимыми звуками. Также есть звуки, которые в разных словах могут произноситься по-разному, но при этом их правильное написание остается неизменным. Эти звуки называются негласными.
Вот некоторые правила правописания непроизносимых и негласных звуков:
1. Непроизносимая «о» в корне слова
Если в корне слова есть «о», которую мы не произносим, то в слове пишется «о»: смотреть.
2. Непроизносимая «е» в окончаниях слов
Если в окончании слова есть «е», которую мы не произносим, то в слове пишется «е»: машине.
3. Непроизносимая «и» в окончаниях слов
Если в окончании слова есть «и», которую мы не произносим, то в слове пишется «и»: реке.
4. Непроизносимая «ъ» в словах со смягчающим знаком
Если в слове есть смягчающий знак, то следующая за ним «ъ» всегда пишется, хотя мы его не произносим: вещь.
5. Негласные звуки «е» и «и»
В некоторых словах на месте негласного звука «е» пишется «и»: лезть, берись. Это нужно запомнить, так как их нельзя прослушать и проверить.
Запомни эти правила и правильно пиши слова, учитывая непроизносимые и негласные звуки!
Правила написания слов с приставками и суффиксами
1. К приставке приставляется тире, а корень сохраняет свою написание. Например:
— пре- + свет = предсвет
— со- + слово = сослово
2. Корень слова не изменяется при добавлении суффикса. Например:
— радость + -ница = радостница
— добро + -нравие = добронравие
3. В некоторых случаях при добавлении приставки или суффикса может происходить изменение корня слова. Например:
— ослик + -onok = осликонок
— князь + -ство = княжество
4. Суффикс может быть написан через дефис после корня слова. Например:
— гроза-мороза
— бег-пробег
5. Иногда при добавлении приставки или суффикса изменяется орфография корня слова. Например:
— буква ж после ц ищется через ж, а о перед ж пишется через е. Например, недожженный.
— корень слова раз на конце слова пишется через з. Например, раз-(вмаленьком слове без приставок пишется через с). Например, разбить.
Запомни! При написании слов с приставками и суффиксами необходимо учитывать эти правила и обращать внимание на орфографию корня.
Примеры заданий по орфограмме для 4 класса
1. Введите правильную орфограмму вместо неправильной аналогичной:
— Птеродактил пролетал вълюбцх над полем.
— Мальчик люпит мяч.
— Мама готовит вкусные блины.
2. Запишите слова, в которых пропущены буквы Ъ и Ь, вместо _____:
— Секрет:_____система.
— Во_____ное положение.
3. Запишите правильные слова вместо неправильных:
— Лампа настольная, немало жарит.
— Я слышал, как кратко взбилось мое сердце.
4. Замените точки на пропущенные буквы и запишите слова:
— Марты..н Лю..ппн.
— Пло..яд сма..ки.
— Пишет сиде..ь в души шап..тн.