Обзор и классификация категорий особых воспитательных нужд в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) утверждены категории Особенных видов здоровья (ОВЗ). Эти категории позволяют определить специфические потребности и особенности детей, помогают разработать индивидуальные образовательные программы и организовать поддержку в образовательном процессе.

Основными категориями ОВЗ, предусмотренными ФГОС ОВЗ, являются: слабослышащие, глухие, слабовидящие, незрячие, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (группа «Физическая культура и спорт»), лица с нарушениями интеллекта (группа «Интеллект»), лица с нарушениями речи и общение (группа «Речь и общение»), лица с нарушениями психического развития (группа «Эмоционально-волевая сфера») и лица с комбинированными ОВЗ.

Каждая из этих категорий имеет свои уникальные особенности, которые определяют специфический подход к организации образовательного процесса для детей с такими ОВЗ. Например, для слабослышащих и глухих детей важно использование различных методов обучения, таких как зрительные и жестовые средства коммуникации. Для незрячих детей на первом месте стоит развитие тактильных навыков и использование специальных образовательных технологий.

В рамках ФГОС ОВЗ также предусмотрены общие дополнительные категории ОВЗ, которые включают такие направления как аутизм, дефекты речи, эпилепсия и другие. Эти категории учитывают специфические особенности детей с нестандартными возможностями и помогают обеспечить им необходимую поддержку для достижения образовательных целей.

ФГОС ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных программ общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) разработан с учетом особенностей и потребностей детей с различными ограничениями и заболеваниями.

ФГОС ОВЗ предлагает разделение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на несколько категорий в зависимости от их индивидуальных потребностей и возможностей.

Первая категория – дети с нарушением интеллекта. К ним относятся обучающиеся, у которых наблюдается задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность, олигофрения или дебильность.

Вторая категория – дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как дети с ограниченными физическими возможностями, подвижные нарушения, заболевания костно-мышечной системы и другие.

Третья категория – дети с нарушениями слуха и речи. Эта категория обучающихся включает детей с глухотой, тугоухостью, нарушениями артикуляции, отклонениями в развитии речи и другими проблемами слуха и речи.

Четвертая категория – дети с нарушениями зрения. В эту категорию попадают обучающиеся с различными нарушениями зрения, такими как слепота, недостаточность зрения, проблемы со зрительной функцией.

Пятая категория – дети с нарушениями психического развития. Она включает в себя детей с аутизмом, нарушениями аутистического спектра, психическими заболеваниями, эмоциональными и поведенческими расстройствами.

КатегорияОписание
ПерваяДети с нарушением интеллекта
ВтораяДети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
ТретьяДети с нарушениями слуха и речи
ЧетвертаяДети с нарушениями зрения
ПятаяДети с нарушениями психического развития

Основные положения

ФГОС ОВЗ (Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) включает в себя классификацию особенностей развития, связанных с ограниченными возможностями здоровья, и определение категорий ОВЗ.

Категории ОВЗ являются основой для разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с ОВЗ. Определение категории ОВЗ важно для адаптации образовательного процесса и предоставления необходимой поддержки и условий для обучения таких обучающихся.

ФГОС ОВЗ определяет следующие категории ОВЗ:

КатегорияОписание
ТТяжелое заболевание органов зрения
ХХроническое заболевание нервной системы
ООграниченные возможности передвижения
ПМПКПатология мовления и (или) коммуникативных способностей
ТАТуберкулез и другие заболевания органов дыхания
ЭЭпилепсия
ННарушение опорно-двигательного аппарата
ССочетанная умственная недостаточность

Каждая категория ОВЗ имеет свои особенности развития и требования к организации обучения. Образовательные учреждения должны адаптировать образовательную среду и программы обучения с учетом конкретной категории ОВЗ для обеспечения эффективности обучения и развития этих обучающихся.

Учитывая разнообразие ОВЗ, ФГОС ОВЗ устанавливает принципы равенства прав и доступности образования для всех обучающихся, независимо от их особенностей развития. Подход в рамках ФГОС ОВЗ строится на индивидуализации образовательного процесса и предоставлении поддержки в соответствии с потребностями каждого обучающегося с ОВЗ.

Категории ОВЗ

Существует несколько категорий ОВЗ, которые систематизируют особые образовательные потребности учащихся:

  • 1. Психические ОВЗ — включают различные психические расстройства, такие как задержка психического развития, аутизм, шизофрения и другие смежные состояния.
  • 2. ОВЗ в области и тяжести физической инвалидности — включает нарушения подвижности, недостаточность опорно-двигательного аппарата или слабоумие.
  • 3. ОВЗ в области коммуникации — включает нарушения речи и языка, а также коммуникативные нарушения.
  • 4. ОВЗ в области зрения — включает слепоту, низкое зрение и другие заболевания глаз.
  • 5. ОВЗ в области слуха — включает глухоту, нарушения слуха и другие заболевания уха.
  • 6. Социально-психологические ОВЗ — включают нарушения поведения, трудности в адаптации, детей, оставшихся без попечения родителей и другие социальные трудности.

Все эти категории позволяют более точно определить и адаптировать образовательные программы и методы для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Оцените статью