В рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) утверждены категории Особенных видов здоровья (ОВЗ). Эти категории позволяют определить специфические потребности и особенности детей, помогают разработать индивидуальные образовательные программы и организовать поддержку в образовательном процессе.
Основными категориями ОВЗ, предусмотренными ФГОС ОВЗ, являются: слабослышащие, глухие, слабовидящие, незрячие, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (группа «Физическая культура и спорт»), лица с нарушениями интеллекта (группа «Интеллект»), лица с нарушениями речи и общение (группа «Речь и общение»), лица с нарушениями психического развития (группа «Эмоционально-волевая сфера») и лица с комбинированными ОВЗ.
Каждая из этих категорий имеет свои уникальные особенности, которые определяют специфический подход к организации образовательного процесса для детей с такими ОВЗ. Например, для слабослышащих и глухих детей важно использование различных методов обучения, таких как зрительные и жестовые средства коммуникации. Для незрячих детей на первом месте стоит развитие тактильных навыков и использование специальных образовательных технологий.
В рамках ФГОС ОВЗ также предусмотрены общие дополнительные категории ОВЗ, которые включают такие направления как аутизм, дефекты речи, эпилепсия и другие. Эти категории учитывают специфические особенности детей с нестандартными возможностями и помогают обеспечить им необходимую поддержку для достижения образовательных целей.
ФГОС ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных программ общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) разработан с учетом особенностей и потребностей детей с различными ограничениями и заболеваниями.
ФГОС ОВЗ предлагает разделение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на несколько категорий в зависимости от их индивидуальных потребностей и возможностей.
Первая категория – дети с нарушением интеллекта. К ним относятся обучающиеся, у которых наблюдается задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность, олигофрения или дебильность.
Вторая категория – дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как дети с ограниченными физическими возможностями, подвижные нарушения, заболевания костно-мышечной системы и другие.
Третья категория – дети с нарушениями слуха и речи. Эта категория обучающихся включает детей с глухотой, тугоухостью, нарушениями артикуляции, отклонениями в развитии речи и другими проблемами слуха и речи.
Четвертая категория – дети с нарушениями зрения. В эту категорию попадают обучающиеся с различными нарушениями зрения, такими как слепота, недостаточность зрения, проблемы со зрительной функцией.
Пятая категория – дети с нарушениями психического развития. Она включает в себя детей с аутизмом, нарушениями аутистического спектра, психическими заболеваниями, эмоциональными и поведенческими расстройствами.
Категория | Описание |
---|---|
Первая | Дети с нарушением интеллекта |
Вторая | Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата |
Третья | Дети с нарушениями слуха и речи |
Четвертая | Дети с нарушениями зрения |
Пятая | Дети с нарушениями психического развития |
Основные положения
ФГОС ОВЗ (Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) включает в себя классификацию особенностей развития, связанных с ограниченными возможностями здоровья, и определение категорий ОВЗ.
Категории ОВЗ являются основой для разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с ОВЗ. Определение категории ОВЗ важно для адаптации образовательного процесса и предоставления необходимой поддержки и условий для обучения таких обучающихся.
ФГОС ОВЗ определяет следующие категории ОВЗ:
Категория | Описание |
---|---|
Т | Тяжелое заболевание органов зрения |
Х | Хроническое заболевание нервной системы |
О | Ограниченные возможности передвижения |
ПМПК | Патология мовления и (или) коммуникативных способностей |
ТА | Туберкулез и другие заболевания органов дыхания |
Э | Эпилепсия |
Н | Нарушение опорно-двигательного аппарата |
С | Сочетанная умственная недостаточность |
Каждая категория ОВЗ имеет свои особенности развития и требования к организации обучения. Образовательные учреждения должны адаптировать образовательную среду и программы обучения с учетом конкретной категории ОВЗ для обеспечения эффективности обучения и развития этих обучающихся.
Учитывая разнообразие ОВЗ, ФГОС ОВЗ устанавливает принципы равенства прав и доступности образования для всех обучающихся, независимо от их особенностей развития. Подход в рамках ФГОС ОВЗ строится на индивидуализации образовательного процесса и предоставлении поддержки в соответствии с потребностями каждого обучающегося с ОВЗ.
Категории ОВЗ
Существует несколько категорий ОВЗ, которые систематизируют особые образовательные потребности учащихся:
- 1. Психические ОВЗ — включают различные психические расстройства, такие как задержка психического развития, аутизм, шизофрения и другие смежные состояния.
- 2. ОВЗ в области и тяжести физической инвалидности — включает нарушения подвижности, недостаточность опорно-двигательного аппарата или слабоумие.
- 3. ОВЗ в области коммуникации — включает нарушения речи и языка, а также коммуникативные нарушения.
- 4. ОВЗ в области зрения — включает слепоту, низкое зрение и другие заболевания глаз.
- 5. ОВЗ в области слуха — включает глухоту, нарушения слуха и другие заболевания уха.
- 6. Социально-психологические ОВЗ — включают нарушения поведения, трудности в адаптации, детей, оставшихся без попечения родителей и другие социальные трудности.
Все эти категории позволяют более точно определить и адаптировать образовательные программы и методы для учащихся с особыми образовательными потребностями.