Методика Эльконина – это одна из основных педагогических систем, используемых в обучении детей. Ее разработал известный отечественный ученый Лев Владимирович Эльконин. Методика уникальна своей востребованностью и эффективностью. Она позволяет развивать критическое мышление, активность и самостоятельность учащихся, стимулирует интерес к учебным занятиям.
Структура учебной деятельности по Эльконину состоит из нескольких этапов. Первый этап – это мотивационно-ориентировочный. На этом этапе учитель знакомит детей с темой урока, пробуждает интерес и любознательность. Задача воспитателя – создать эмоционально благоприятную атмосферу, способствующую не только обучению, но и позитивному восприятию знаний.
Дальше следует исполнительно-понимающий этап. На этом этапе дети узнают новый материал и пытаются его осмыслить. Учитель помогает им в этом, используя конкретные примеры и подробные объяснения. Особое внимание уделяется работе над ошибками и непонятными моментами.
Третий этап – творческий. Здесь основное внимание уделяется развитию творческого мышления учащихся. Дети решают задачи, придумывают новые способы решения проблемы, проявляют фантазию. Учитель создает условия для независимой творческой активности детей, стимулирует их к самовыражению и самореализации.
Определение и цель
Структура учебной деятельности по Эльконину представляет собой метод, разработанный советским психологом Левом Выготским и его сотрудником Давидом Элькониным, для организации и проведения занятий с детьми в дошкольных и начальных учебных заведениях.
Основная цель этой структуры — создать благоприятные условия для развития ребенка не только в интеллектуальной сфере, но и в социальной и эмоциональной. Она основывается на понимании того, что развитие детей происходит в рамках их активной деятельности и взаимодействия с окружающими.
Принципы структуры учебной деятельности по Эльконину включают в себя:
1. | Сотрудничество и партнерство между учителем и учениками. |
2. | Активная инициативная позиция ученика в обучении. |
3. | Организация деятельности в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизическими особенностями детей. |
4. | Учет потребностей и интересов каждого ребенка. |
5. | Развитие у детей универсальных учебных действий (УУД). |
Структура учебной деятельности по Эльконину позволяет учителю создать подходящую обстановку для эффективного обучения, в которой дети активно участвуют, развивают свои способности и навыки, обогащаются новыми знаниями и умениями, а также развивают социальные навыки и умения коммуникации.
Основные принципы
Структура учебной деятельности по Эльконину основана на нескольких принципах, которые помогают создать эффективную и полноценную образовательную среду.
- Индивидуальность каждого ребенка. В основе структуры урока лежит учет индивидуальных возможностей и потребностей каждого ученика. Учитель должен уметь адаптировать задания и материалы под уровень развития и способности каждого ребенка.
- Деятельностный подход. Учебная деятельность строится на активном участии ребенка в процессе обучения. Ученик не только получает информацию от учителя, но и самостоятельно исследует, экспериментирует и создает новые знания.
- Сотрудничество и взаимодействие. Важным принципом структуры учебного процесса является сотрудничество и взаимодействие между учителем и учениками. Учитель стимулирует коллективное сотрудничество, обучает коммуникации и формирует социальные навыки у детей. Это способствует развитию коллективного интеллекта и помогает ученикам лучше понять и усвоить изучаемый материал.
- Сознательность и активность ученика. Каждый урок предполагает активное участие ученика в процессе обучения. Дети изучают материалы и выполняют задания не по шаблону, а на основе своих собственных интересов и исследований.
- Создание условий для развития и саморазвития. Основная цель структуры учебного процесса по Эльконину — не просто преподать знания, но и создать условия, которые стимулируют развитие ребенка, мотивируют его самостоятельно исследовать мир, искать отклик на свои вопросы и развиваться как личность.
Этапы учебной деятельности по Эльконину
Учебная деятельность по Эльконину состоит из нескольких этапов, которые помогают детям развивать критическое мышление, улучшать коммуникацию и учиться решать проблемы. Ниже приведены основные этапы такой учебной деятельности:
- Подготовительный этап:
На этом этапе учитель привлекает внимание детей, создает интерес к предмету и приводит примеры задач, которые будут решены во время урока. Также здесь обсуждаются правила и принципы работы, а также объясняются ожидаемые результаты.
- Организационный этап:
На этом этапе учитель помогает детям установить порядок и участие в учебной деятельности. Здесь ученикам предлагается разделение на группы, выбор лидера и распределение ролей.
- Работа в группах:
- Анализ и обсуждение:
На этом этапе учитель проводит анализ и обсуждение работы, чтобы помочь детям осознать и оценить свои достижения и ошибки. Важно, чтобы учитель поддерживал детей и помогал им найти пути решения проблем.
- Рефлексия:
Таким образом, этапы учебной деятельности по Эльконину помогают детям развивать когнитивные и социальные навыки, а также учат их решать проблемы и принимать решения. Это структурированный и систематический подход, который помогает ученикам стать более активными и эффективными участниками учебного процесса.
Постановка проблемы
Проблема постановки учебной задачи в структуре учебной деятельности по Эльконину олицетворяет собой важный этап педагогического процесса. Она предполагает определение цели и содержания учебного материала, выявление проблем, которые будут решены в ходе обучения.
Постановка проблемы позволяет определить направление обучения, учесть личностные особенности учеников и создать условия для развития интеллектуальных способностей. Целью постановки проблемы является формирование познавательной активности, развитие аналитического мышления и критического мышления.
Проблема, поставленная в процессе учебной деятельности по Эльконину, должна быть понятной и стимулирующей для учеников. Она должна быть связана с реальной жизнью, вызывать интерес и мотивировать к активному обучению. Постановка проблемы осуществляется с помощью таких методов, как предъявление загадок, противоречий, нестандартных ситуаций.
Постановка проблемы является важным компонентом структуры учебной деятельности по Эльконину. Она помогает создать стимулирующую образовательную среду, где каждый ученик может проявить свои способности и развить свой потенциал.
Изучение и осмысление материала
Основной принцип данного этапа – активность учащихся. Ученики читают тексты, рассматривают картинки, слушают и анализируют объяснения учителя. Они задают вопросы, высказывают свои мысли и идеи, обмениваются мнениями с другими учениками.
Изучение и осмысление материала помогает учащимся углубить свои знания и развить умение анализировать информацию. Этот этап является неотъемлемой частью учебной деятельности, поскольку он способствует формированию активного и критического мышления.
Основным инструментом на данном этапе является диалог. Учащиеся задают вопросы, аргументируют свои ответы, высказывают свои предположения и рассуждения. Учитель играет роль фасилитатора, помогая ученикам организовать свои мысли и привести аргументы в пользу своей точки зрения.
Изучение и осмысление материала необходимо для того, чтобы учащиеся смогли полноценно усвоить учебный материал и применять его в практических ситуациях. Этот этап позволяет ученикам активно строить свои собственные знания и развивать навыки самостоятельного мышления и творческого подхода к учебе.
Активное творческое решение
Дети в ходе учебной деятельности по методу Эльконина активно и творчески работают с материалом. Вместо того чтобы просто повторять за учителем или учебником, ребенок воспринимает материал активно и самостоятельно его усваивает.
Основная идея активного творческого решения заключается в том, что ребенок должен действовать с целью понимания учебного материала и изменения ситуации. Он должен проявлять активность и самостоятельность в решении задач, а не просто получать готовые ответы от учителя.
Развивая активное творческое решение задач, метод Эльконина стимулирует у детей развитие логического мышления, осознанности и самостоятельности. Ребенок учится искать нестандартные пути решения, применять приобретенные знания в новых ситуациях и вырабатывать собственную стратегию действий.
Процесс активного творческого решения подразумевает поэтапное выполнение задачи. Ребенок сначала уточняет задачу и формулирует свое представление о том, что требуется сделать. Затем он анализирует имеющуюся информацию и выделяет ключевые моменты. После этого следует этап планирования действий, на котором ребенок выбирает наиболее эффективные методы решения. И, наконец, ребенок активно приступает к выполнению задачи и контролирует результаты своей работы.
- Уточнение задачи
- Анализ информации
- Планирование действий
- Выполнение задачи
- Контроль результатов
Рефлексия и обобщение
В процессе рефлексии учащиеся рассматривают свои действия, выявляют проблемы, обсуждают их и ищут пути их решения. Педагог задает вопросы, чтобы помочь детям размышлять над собственным опытом и выражать свои мысли. Это помогает учащимся осознавать свои ошибки, а также находить новые идеи и способы решения проблем.
Рефлексия и обобщение помогают детям стать активными и целеустремленными учащимися, способными анализировать свой опыт, извлекать уроки и совершенствоваться в учебной деятельности.