Личные окончания глагола – это изменения, которые происходят в слове, чтобы указать на лицо и число говорящего. Они играют важную роль в русском языке и помогают нам правильно передавать информацию о том, кто совершает действие и сколько людей вовлечено.
В 5 классе ученикам предлагается углубленно изучить личные окончания глагола и научиться правильно их использовать. Основное внимание уделяется пониманию и овладению окончаниями для всех лиц – я, ты, он/она/оно, мы, вы, они. Ученики должны научиться подбирать их в зависимости от того, о каком лице и числе идет речь.
Например, если мы говорим о действии, совершаемом одним человеком, мы используем форму с окончанием -ю, например, читаю, бегаю. Для говорящего второго лица мы используем форму с окончанием -ешь, например, читаешь, бежишь. Если речь идет о действии, совершаемом несколькими людьми, мы используем форму с окончанием -ем, например, читаем, бежим. И так далее.
Что такое личные окончания глагола?
В русском языке личные окончания глагола имеют следующие формы:
- 1 лицо единственного числа — у
- 2 лицо единственного числа — ешь
- 3 лицо единственного числа — ет
- 1 лицо множественного числа — ем
- 2 лицо множественного числа — ете
- 3 лицо множественного числа — ют
Например, в глаголе «читать» личные окончания выглядят так:
- я читаю
- ты читаешь
- он/она/оно читает
- мы читаем
- вы читаете
- они читают
Знание личных окончаний глагола поможет ученикам правильно образовывать формы глаголов в предложениях и свободно выражать свои мысли на русском языке.
Определение и функция
Личные окончания глагола имеют следующие функции:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
1 | -(у)ю, -ю | -(е)м, -им |
2 | -(и)шь, -ешь | -(и)те, -ете |
3 | -(и)т, -ет | -(я)т, -ют |
Например, в предложении «Я читаю книгу», личное окончание глагола «читаю» указывает на то, что действие выполняется первым лицом единственного числа.
Личные окончания глагола являются важной частью грамматической структуры предложения и помогают определить, кто совершает действие, что позволяет избежать неоднозначности в коммуникации.
Примеры личных окончаний глагола в 5 классе
Ниже приведены примеры личных окончаний глагола в разных временных формах:
1. Личные окончания глагола в настоящем времени:
Я играю
Ты играешь
Он/она/оно играет
Мы играем
Вы играете
Они играют
2. Личные окончания глагола в прошедшем времени:
Я играла
Ты играла
Он/она/оно играло
Мы играли
Вы играли
Они играли
3. Личные окончания глагола в будущем времени:
Я буду играть
Ты будешь играть
Он/она/оно будет играть
Мы будем играть
Вы будете играть
Они будут играть
Запомните эти личные окончания, чтобы правильно использовать глаголы в разных временных формах в своей речи.
«Идти» (неправильный глагол)
Ниже представлены примеры личных окончаний глагола «идти» в настоящем времени:
- Я иду
- Ты идешь
- Он/она/оно идет
- Мы идем
- Вы идете
- Они идут
Примеры личных окончаний глагола «идти» в прошедшем времени:
- Я шел/шла
- Ты шел/шла
- Он/она/оно шело/шла
- Мы шли
- Вы шли
- Они шли
Примеры личных окончаний глагола «идти» в будущем времени:
- Я пойду
- Ты пойдешь
- Он/она/оно пойдет
- Мы пойдем
- Вы пойдете
- Они пойдут
Окончания глагола «идти» могут изменяться в зависимости от лица и числа субъекта, а также от времени, в котором происходит действие. Это необходимо знать при склонении и использовании данного глагола в предложениях.
Рисовать (правильный глагол)
Личные окончания глагола рисовать в настоящем времени:
- Я рисую
- Ты рисуешь
- Он/она/оно рисует
- Мы рисуем
- Вы рисуете
- Они рисуют
Например:
Я рисую красивую картину.
Ты рисуешь портрет своего друга.
Он рисует деревья и цветы.
Мы рисуем вместе в школе.
Вы рисуете абстрактные работы.
Они всегда рисуют с настроением и вдохновением.
Личные окончания глагола рисовать в прошедшем времени:
- Я рисовал/рисовала
- Ты рисовал/рисовала
- Он/она/оно рисовало/рисовала
- Мы рисовали
- Вы рисовали
- Они рисовали
Например:
Я рисовал замок вчера.
Ты рисовала цветы на планшете.
Он рисовало смешные фигурки.
Мы рисовали тучи и солнце на небе.
Вы рисовали портреты знаменитостей.
Они рисовали картины на выставке.
Интересно, что глагол рисовать имеет множество других форм и получает новое значение в сочетании с существительными и другими частями речи. Например: «нарисовать», «порисовывать», «перерисовать», «рисовать красками», «рисовать стрелки», «рисовать домики» и так далее.
Таким образом, умение рисовать — это не только способность передавать свое видение мира на бумаге или в других материалах, но и широкий спектр творческих возможностей.
«Учиться» (правильный глагол)
Ниже приведены примеры употребления глагола «учиться» в разных временах и лицах:
- Я учусь каждый день.
- Ты учишься в школе.
- Он/она/оно учится играть на гитаре.
- Мы учимся английскому языку.
- Вы учитесь в университете.
- Они учатся программированию.
Личные окончания для глагола «учиться» в настоящем времени выглядят следующим образом:
- Я — учусь
- Ты — учишься
- Он/она/оно — учится
- Мы — учимся
- Вы — учитесь
- Они — учатся
Знание личных окончаний поможет правильно использовать глагол «учиться» в разных грамматических конструкциях и формах.
«Читать» (неправильный глагол)
В русском языке существуют правильные и неправильные глаголы. Неправильные глаголы образуют свои формы не по общим правилам, а имеют особые способы изменения в различных временах и лицах.
Таким неправильным глаголом является глагол «читать». Образуя свои формы не по общим правилам, он имеет специфичные окончания в разных временах. Вот некоторые примеры использования этого глагола в различных временах и лицах:
- Я читаю книгу сейчас.
- Ты читаешь очень быстро.
- Он/она/оно читает каждый день.
- Мы читаем интересную статью.
- Вы читаете газету на работе?
- Они читают книги вечером.
Неправильные глаголы, включая «читать», требуют от учащихся дополнительного внимания при изучении грамматики и практике в использовании различных форм и времен. Поэтому важно понимать особенности изменения неправильных глаголов, чтобы грамотно и свободно выражать свои мысли и идеи на русском языке.
«Писать» (неправильный глагол)
Основа этого глагола — «пиш-«, а не «писа-«, как можно было бы предположить.
В 5 классе, при изменении глагола «писать» по лицам и числам, используются следующие окончания:
- Я пишу
- Ты пишешь
- Он, она, оно пишет
- Мы пишем
- Вы пишете
- Они пишут
Например, в предложении «Я пишу письма каждый день» видно использование первого личного окончания данного неправильного глагола.
Необходимо также помнить, что при образовании формы прошедшего времени у глагола «писать» используется окончание «-л-«. Например: «Мама писала письма вчера».