Личные окончания глагола в пятом классе — что это такое и как они используются в предложениях

Личные окончания глагола – это изменения, которые происходят в слове, чтобы указать на лицо и число говорящего. Они играют важную роль в русском языке и помогают нам правильно передавать информацию о том, кто совершает действие и сколько людей вовлечено.

В 5 классе ученикам предлагается углубленно изучить личные окончания глагола и научиться правильно их использовать. Основное внимание уделяется пониманию и овладению окончаниями для всех лиц – я, ты, он/она/оно, мы, вы, они. Ученики должны научиться подбирать их в зависимости от того, о каком лице и числе идет речь.

Например, если мы говорим о действии, совершаемом одним человеком, мы используем форму с окончанием -ю, например, читаю, бегаю. Для говорящего второго лица мы используем форму с окончанием -ешь, например, читаешь, бежишь. Если речь идет о действии, совершаемом несколькими людьми, мы используем форму с окончанием -ем, например, читаем, бежим. И так далее.

Что такое личные окончания глагола?

В русском языке личные окончания глагола имеют следующие формы:

  • 1 лицо единственного числа — у
  • 2 лицо единственного числа — ешь
  • 3 лицо единственного числа — ет
  • 1 лицо множественного числа — ем
  • 2 лицо множественного числа — ете
  • 3 лицо множественного числа — ют

Например, в глаголе «читать» личные окончания выглядят так:

  • я читаю
  • ты читаешь
  • он/она/оно читает
  • мы читаем
  • вы читаете
  • они читают

Знание личных окончаний глагола поможет ученикам правильно образовывать формы глаголов в предложениях и свободно выражать свои мысли на русском языке.

Определение и функция

Личные окончания глагола имеют следующие функции:

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-(у)ю, -ю-(е)м, -им
2-(и)шь, -ешь-(и)те, -ете
3-(и)т, -ет-(я)т, -ют

Например, в предложении «Я читаю книгу», личное окончание глагола «читаю» указывает на то, что действие выполняется первым лицом единственного числа.

Личные окончания глагола являются важной частью грамматической структуры предложения и помогают определить, кто совершает действие, что позволяет избежать неоднозначности в коммуникации.

Примеры личных окончаний глагола в 5 классе

Ниже приведены примеры личных окончаний глагола в разных временных формах:

1. Личные окончания глагола в настоящем времени:

Я играю

Ты играешь

Он/она/оно играет

Мы играем

Вы играете

Они играют

2. Личные окончания глагола в прошедшем времени:

Я играла

Ты играла

Он/она/оно играло

Мы играли

Вы играли

Они играли

3. Личные окончания глагола в будущем времени:

Я буду играть

Ты будешь играть

Он/она/оно будет играть

Мы будем играть

Вы будете играть

Они будут играть

Запомните эти личные окончания, чтобы правильно использовать глаголы в разных временных формах в своей речи.

«Идти» (неправильный глагол)

Ниже представлены примеры личных окончаний глагола «идти» в настоящем времени:

  • Я иду
  • Ты идешь
  • Он/она/оно идет
  • Мы идем
  • Вы идете
  • Они идут

Примеры личных окончаний глагола «идти» в прошедшем времени:

  • Я шел/шла
  • Ты шел/шла
  • Он/она/оно шело/шла
  • Мы шли
  • Вы шли
  • Они шли

Примеры личных окончаний глагола «идти» в будущем времени:

  • Я пойду
  • Ты пойдешь
  • Он/она/оно пойдет
  • Мы пойдем
  • Вы пойдете
  • Они пойдут

Окончания глагола «идти» могут изменяться в зависимости от лица и числа субъекта, а также от времени, в котором происходит действие. Это необходимо знать при склонении и использовании данного глагола в предложениях.

Рисовать (правильный глагол)

Личные окончания глагола рисовать в настоящем времени:

  • Я рисую
  • Ты рисуешь
  • Он/она/оно рисует
  • Мы рисуем
  • Вы рисуете
  • Они рисуют

Например:

Я рисую красивую картину.

Ты рисуешь портрет своего друга.

Он рисует деревья и цветы.

Мы рисуем вместе в школе.

Вы рисуете абстрактные работы.

Они всегда рисуют с настроением и вдохновением.

Личные окончания глагола рисовать в прошедшем времени:

  • Я рисовал/рисовала
  • Ты рисовал/рисовала
  • Он/она/оно рисовало/рисовала
  • Мы рисовали
  • Вы рисовали
  • Они рисовали

Например:

Я рисовал замок вчера.

Ты рисовала цветы на планшете.

Он рисовало смешные фигурки.

Мы рисовали тучи и солнце на небе.

Вы рисовали портреты знаменитостей.

Они рисовали картины на выставке.

Интересно, что глагол рисовать имеет множество других форм и получает новое значение в сочетании с существительными и другими частями речи. Например: «нарисовать», «порисовывать», «перерисовать», «рисовать красками», «рисовать стрелки», «рисовать домики» и так далее.

Таким образом, умение рисовать — это не только способность передавать свое видение мира на бумаге или в других материалах, но и широкий спектр творческих возможностей.

«Учиться» (правильный глагол)

Ниже приведены примеры употребления глагола «учиться» в разных временах и лицах:

  • Я учусь каждый день.
  • Ты учишься в школе.
  • Он/она/оно учится играть на гитаре.
  • Мы учимся английскому языку.
  • Вы учитесь в университете.
  • Они учатся программированию.

Личные окончания для глагола «учиться» в настоящем времени выглядят следующим образом:

  • Я — учусь
  • Ты — учишься
  • Он/она/оно — учится
  • Мы — учимся
  • Вы — учитесь
  • Они — учатся

Знание личных окончаний поможет правильно использовать глагол «учиться» в разных грамматических конструкциях и формах.

«Читать» (неправильный глагол)

В русском языке существуют правильные и неправильные глаголы. Неправильные глаголы образуют свои формы не по общим правилам, а имеют особые способы изменения в различных временах и лицах.

Таким неправильным глаголом является глагол «читать». Образуя свои формы не по общим правилам, он имеет специфичные окончания в разных временах. Вот некоторые примеры использования этого глагола в различных временах и лицах:

  • Я читаю книгу сейчас.
  • Ты читаешь очень быстро.
  • Он/она/оно читает каждый день.
  • Мы читаем интересную статью.
  • Вы читаете газету на работе?
  • Они читают книги вечером.

Неправильные глаголы, включая «читать», требуют от учащихся дополнительного внимания при изучении грамматики и практике в использовании различных форм и времен. Поэтому важно понимать особенности изменения неправильных глаголов, чтобы грамотно и свободно выражать свои мысли и идеи на русском языке.

«Писать» (неправильный глагол)

Основа этого глагола — «пиш-«, а не «писа-«, как можно было бы предположить.

В 5 классе, при изменении глагола «писать» по лицам и числам, используются следующие окончания:

  • Я пишу
  • Ты пишешь
  • Он, она, оно пишет
  • Мы пишем
  • Вы пишете
  • Они пишут

Например, в предложении «Я пишу письма каждый день» видно использование первого личного окончания данного неправильного глагола.

Необходимо также помнить, что при образовании формы прошедшего времени у глагола «писать» используется окончание «-л-«. Например: «Мама писала письма вчера».

Оцените статью