Как использовать «ем», «им» в причастиях правила и советы

Использование «ем» и «им» в причастиях может стать настоящей головной болью для многих русскоговорящих людей. Эти окончания часто оказываются омметкой на пути к безупречной грамматике и правильному использованию причастий. Однако, с некоторыми правилами и несколькими полезными советами, вы сможете легко освоить эти формы и использовать их в своей речи с уверенностью.

Окончание «ем» в причастиях используется в нескольких случаях. Во-первых, оно употребляется, когда говорим о действии, которое совершается кем-то или чем-то. Например, «читающему студенту» — где «читающему» является причастием с окончанием «ем» и относится к «студенту».

Окончание «им» в причастиях также имеет свои правила и особенности. Во-первых, оно используется, когда мы говорим о действии, которое является причиной чего-либо. Например, «взрывуху на поле» — где «взрывуху» является причастием с окончанием «им» и относится к «полю».

Чтобы правильно использовать «ем» и «им» в причастиях, необходимо понимать, какие слова требуют этих форм. Некоторые глаголы требуют окончание «ем», как, например, «читать», «уметь» и «смотреть». Другие глаголы, такие как «убить», «погубить» и «уничтожить», требуют окончание «им». Важно запомнить эти правила и тренировать их использование в своей речи.

Причастия с окончаниями «ем» и «им»: как правильно использовать

Причастия с окончанием «ем» и «им» часто вызывают затруднения у говорящих русским языком. Однако, соблюдая несколько простых правил, вы сможете правильно использовать эти окончания.

Причастия с окончанием «ем»

  • Причастие с окончанием «ем» образуется от глаголов настоящего времени, оканчивающихся на «-ть» и «-чь». Например: «читать» — «читающему», «писать» — «писавшему».
  • Также, причастие с окончанием «ем» может образовываться от некоторых глаголов прошедшего времени. Например: «сделать» — «сделавшему», «сказать» — «сказавшему».
  • Причастия с окончанием «ем» употребляются в сочетании с местоимениями он, она, оно, они, выражая действие, которое производит кто-то или что-то. Например: «Он сидит, читая книгу», «Она работает, разговаривая по телефону».

Причастия с окончанием «им»

  • Причастие с окончанием «им» образуется от глаголов прошедшего времени, оканчивающихся на «-ть». Например: «мыть» — «мывшему», «играть» — «игравшему».
  • Также, причастие с окончанием «им» может образовываться от некоторых глаголов настоящего времени. Например: «ходить» — «ходившему», «говорить» — «говорившему».
  • Примечание: не все глаголы имеют причастия с окончанием «им». Например, глагол «быть» не образует такого причастия.
  • Причастия с окончанием «им» употребляются в сочетании с местоимениями он, она, оно, они, выражая состояние или действие, которое происходит с кем-то или чем-то. Например: «Он сидел, улыбаясь», «Она стояла, разговаривая по телефону».

Запомните эти правила и используйте причастия с окончаниями «ем» и «им» правильно, улучшая свою русскую грамматику и делая свою речь более точной и выразительной.

Отличия между причастиями на «ем» и «им»

Причастия на «ем» образуются от глаголов с окончанием на «еть» и «ить». Они обозначают действие, которое производится субъектом и имеет активное значение. Например: «читающий», «готовящий».

Причастия на «им» образуются от глаголов с окончанием на «ить». Они обозначают действие, которое производится субъектом и имеет пассивное значение. Например: «читаемый», «готовимый».

Основным отличием между причастиями на «ем» и «им» является активность и пассивность действия. Примеры с использованием обоих причастий помогут понять эту разницу:

Активное значениеПассивное значение
читающий (кто-то читает)читаемый (кто-то читает данное)
готовящий (кто-то готовит)готовимый (кто-то готовит данное)

Использование причастий на «ем» и «им» в тексте позволяет точнее и яснее выразить смысл и передать информацию о действии или его объекте. Важно обратить внимание на глагол, от которого образуется причастие, чтобы выбрать правильную форму на «ем» или «им».

Правила использования причастий на «ем» и «им» в русском языке могут быть немного сложными, однако с практикой и аккуратностью в использовании этих форм, можно достичь высокого уровня грамматической точности и ясности своей речи.

Правило образования причастий на «ем»

Примеры причастий на «ем»:

  • читающий — причастие настоящего времени (кто читает)
  • писавший — причастие прошедшего времени (кто-то, кто уже что-то написал)
  • делающий — причастие настоящего времени (кто что-то делает)
  • живущий — причастие настоящего времени (кто живет)

Причастия на «ем» могут использоваться в различных случаях:

  1. Как именная часть составного глагола:
  2. Как самостоятельное причастие с обобщенным значением:
  3. Как часть сочетания существительного и причастия:
  4. Как определение:

Важно знать и понимать, как образуются причастия на «ем», чтобы правильно использовать их в речи и письме. Это поможет избежать грамматических ошибок и сделает русский язык более понятным и грамотным.

Правило образования причастий на «им»

Причастия на «им» образуются от глаголов с основами, оканчивающимися на глухой согласный или комбинацию согласных, + мягкий согласный -м. Некоторые примеры:

ГлаголПричастие на «им»
питьпивший
прыгатьпрыгнувший
петьпевший

Также существуют исключения, где после основы глагола может быть не только мягкий согласный, но и твердый согласный, например, «нести — несший», «гнать — гонящий».

Обратите внимание, что в причастиях на «им» форма может изменяться в зависимости от рода и числа существительного, к которому оно относится. Например, «пивший» может быть «пившая», «пившее», «пившие» и т.д.

Запомните правило образования причастий на «им» и применяйте его в своей письменной и устной речи для точного и грамматически верного выражения своих мыслей.

Советы по выбору между причастиями на «ем» и «им»

Выбор между причастиями на «ем» и «им» может быть сложным, но с определенными правилами и советами вы сможете справиться с этой задачей. Вот некоторые советы, которые помогут вам выбрать правильное причастие:

  • Внимательно изучите глагол, с которым будет использоваться причастие. Некоторые глаголы образуют причастие на «ем», например: работать — работающий; читать — читающий. Такие причастия указывают на действие, которое происходит в настоящем времени.
  • Если глагол образует причастие на «ем», то существует вероятность, что он также образует причастие на «ен» в прошедшем времени. Например: делать — делающий, сделанный; писать — пишущий, написанный. Такие причастия указывают на действие, которое уже произошло или завершилось.
  • Учтите, что некоторые глаголы могут образовывать и причастия на «ем», и причастия на «им». Например: видеть — видящий, увидеть — увиденный; слышать — слышащий, услышать — услышанный. В таких случаях выбор причастия будет зависеть от контекста и значения предложения.
  • Прочтите предложение с каждым из возможных причастий и посмотрите, какое звучит более логично и связано с контекстом. Прислушайтесь к своему интуитивному ощущению и выберите причастие, которое звучит естественно и грамматически правильно.

Следуя этим советам, вы сможете выбрать правильное причастие на «ем» или «им» и избежать ошибок при его использовании. Запомните эти правила и применяйте их в практике, чтобы улучшить свои навыки использования причастий.

Примеры использования причастий на «ем» и «им»

Приведем несколько примеров использования причастий на «ем» и «им» в русском языке:

  1. Сидя на скамейке, он читал книгу, улыбаясь проходящим мимо людям.

  2. Прогуливаясь по парку, девушка наслаждалась тишиной и красотой природы.

  3. Разговаривая о путешествиях, они вспоминали свои самые запоминающиеся приключения.

  4. Погружаясь в работу, она полностью сосредоточилась на решении сложных задач.

  5. Обнявшись, молодая пара смотрела на закат, наслаждаясь моментом вместе.

  6. Уютно устроившись под одеялом, она начала читать новую книгу, погружаясь в другой мир.

  7. Идя по улице, он думал о своем будущем и планах на следующий год.

Все эти примеры демонстрируют правильное использование причастий на «ем» и «им» в различных контекстах. Они помогают передать действие, которое совершается одновременно с действием главной части предложения или следует за ним.

Оцените статью
Добавить комментарий