Гнев Фамусова – одна из ключевых эмоций, которые охватывают персонажа в начале комедии «Горе от ума». Эта эмоция играет значительную роль в развитии сюжета пьесы и определяет поведение Фамусова на протяжении всего произведения.
Сразу после приезда из Петербурга, Фамусов оказывается в замешательстве. Его гнев, с первых же слов, пронизывает всю комедию. Но что именно вызывает такое негодование у этого персонажа? Ответ на этот вопрос имеет сильную связь с его привычкой воспринимать мир и людей через призму собственной критичности.
Самобытность Фамусова, его высокомерие и безапелляционное отношение к близким людям и окружающему миру представляются ему нормой. Такой образ жизни позволяет ему чувствовать себя превосходящим других и наслаждаться своими собственными достижениями. Однако, по приезде домой, он обнаруживает, что его жена и падчерица, по его мнению, не достигли того уровня развития, который он считал естественным.
Гнев Фамусова в начале комедии: причины и мотивация
В начале комедии «Горе от ума» гнев Фамусова вполне понятен и объясним. Его гнев вызван несколькими причинами, которые можно выделить в данной ситуации.
Во-первых, Фамусов обнаруживает, что его сын Александр Горе от ума. Он пытается дать ему совет, но герой отвергает его и говорит, что отец способен только на «неудачные советы». Это оскорбляет гордость Фамусова и вызывает его гнев. Он чувствует, что его взгляды и знания не ценятся и что его авторитет сыном подвергается сомнению.
Во-вторых, Фамусов узнает о намерениях сына выйти замуж за семнадцатилетнюю девушку Жулину. Для Фамусова это не только неприемлемо с моральной точки зрения, но и не соответствует его понятию о социальной позиции и статусе. Это вызывает его гнев и раздражение, так как он испытывает страх, что репутация его семьи будет испорчена и он понесет ущерб своим социальным связям.
В-третьих, Фамусов чувствует себя оскорбленным, когда его жена и дочь смеются над его доверчивостью и недальновидностью, когда он связывается с известной маркетологической схемой. Он берет это на свой счет и считает, что его смеются как над глупцом и неудачником.
Итак, гнев Фамусова в начале комедии вызван недоверием и оскорблениями со стороны семьи, а также несоответствием между его образом жизни и моральными ценностями, которыми руководится собственный сын. Все эти элементы приводят к тому, что Фамусов испытывает сильные эмоции и гнев, которые впоследствии формируют его характер и решения в комедии.
Характеристика главного героя
Вначале комедии, гнев Фамусова вызван его недовольством и возмущением передвижениями типичного представителя общества, к которому принадлежит Фамусов. Он вершителен, капризен и эгоистичен. Он привык получать все удовольствия жизни с минимальными усилиями, и его гнев вызывается тем, что его возлюбленная Лиза принимает решение осуществить «свободный» выбор и замужество без его поддержки и разрешения.
Несмотря на это, в течение комедии Фамусов проявляет некоторые внутренние качества и эволюцию. Он показывает свою преданность и предупредительность, проявляет сочувствие и понимание, а также постепенно приходит к осознанию своей лживости и пустоты прежнего образа жизни.
Таким образом, Фамусов — сложный и многогранный персонаж, чья мотивация и гнев в начале комедии является результатом его эгоцентричности и страха потерять контроль над своей жизнью. Его характер и эволюция делают его главным движущим силой комедии «Горе от ума».
Конфликт с городскими властями
В начале комедии «Горе от ума» главный герой, Алексей Иванович Фамусов, испытывает глубокий гнев и негодование по отношению к городским властям. Это вызвано тем, что Фамусов недавно приехал в Москву, надеясь на ускоренную карьеру и успех в обществе, но сталкивается с разочарованием и обидами.
Фамусов, являясь дворянином и родственником знатных лиц, приезжает в Москву, полагая, что его родословная и связи помогут ему занять высокое положение в обществе. Однако, по приезде он обнаруживает, что чиновники и мещане, обладая властью и влиянием, безразличны к его происхождению и родству, и относятся к нему с пренебрежением.
Фамусов не привыкать оказываться в подчинении и не может терпеть унижения. Он гневно выражает свои недовольства и возмущение, чувствуя, что его заслуги и достоинства не признаются и не оцениваются соответствующим образом.
Этот конфликт с городскими властями становится одним из основных мотивов комедии, который определяет поведение Фамусова в дальнейшем. Он решает использовать свое богатство и способности, чтобы нагнетать ситуацию и мстить тем, кто его оскорбил и унизил.
Борьба за власть и влияние
Основной мотивацией Фамусова является желание установить свое господство над семьей Телигиных. Он хочет выдать свою дочь, Лизу, замуж за Молчалина, член семьи Телигиных, чтобы восстановить свою утраченную позицию в обществе.
Фамусов чрезмерно гневится, когда Лиза отказывается выйти за Молчалина и предлагает ему своего крепостного Камозина в качестве жены. Он считает это оскорблением своего достоинства и олицетворением его общественного положения.
Таким образом, борьба за власть и влияние является основной причиной гнева Фамусова в начале комедии и определяет его дальнейшие действия в попытке вернуть свою прежнюю властную позицию.
Репутационные потери
Фамусову болезненно осознавать, что его дочь Елизавета не только пренебрегла его советом, но и попросту поставила себя в позу, которая уродует всю его семью. Это подтверждает его опасения, что приличия его дома будут рассматриваться весьма сомнительными.
“А. камергерша” | Фамусов |
не знает, что делать с руками, потом подался вверх, | но, к лицу приправив, что, дескать, иначе не попалася бы мне такая нанайська, отворачиваюсь:тя, скреб, скреб цыганка, вжикнула ловоко, и, зажмурилась |
Самоудовлетворение и самолюбие
Гнев Фамусова в начале комедии «Горе от ума» вызван его самоудовлетворением и высоким самолюбием. Всю свою жизнь Фамусов привык к тому, что его мнение всегда правильно и его решения всегда лучше других. Он пребывает в уверенности в собственной безупречности и непогрешимости.
Однако, когда Фамусов узнает, что его сын Софьян, собирается бросить университет и жениться на Наташе, девушке из малонаселенного и серой провинции, он испытывает огромное возмущение. Его самолюбие оскорблено, потому что он не может принять тот факт, что его сын выбирает низший социальный статус и не соответствующую его стандартам жену.
Фамусов видит в своем сыне Софьяне неудачника и теряет веру в его способности делать правильные решения. Он убежден, что его собственное решение всегда будет лучше, и его гнев обусловлен отчасти страхом потерять свое влияние и авторитет на сына, которыми он так гордится.
Таким образом, гнев Фамусова в начале комедии и его отказ принять решение сына обусловлены его высоким самолюбием и самоудовлетворением. Он не может признать истинность выбора сына, потому что это угрожает его имиджу и он не готов подвергнуться самокритике и отказаться от своих жизненных принципов. Этот конфликт становится основой сюжета комедии и вызывает ряд комических ситуаций и драматических поворотов.
Самоудовлетворение | Самолюбие |
---|---|
Уверенность в собственной безупречности | Страх потерять влияние и авторитет |
Оскорбление самолюбия | Гордость за своего сына |
Толчок от присутствия застольной компании
В начале пьесы Фамусов был уверен, что встреча с Молчалиным пройдет в тесном семейном кругу и будет центрирована вокруг его дочери Софьи. Однако, когда он вошел в комнату, он обнаружил, что там собралось множество гостей, среди которых были различные представители общественной элиты. Это вызвало у Фамусова шок и недоумение.
Он ожидал спокойного и уютного мероприятия, где родители могли бы встретиться и обсудить будущее своих детей. Вместо этого он столкнулся с шумной и шаловливой компанией, склоненной к чрезмерному пированию и развлечениям. Фамусов понял, что такая обстановка не соответствует его представлениям о приличии и воспитанности.
Он ощутил, что за этими людьми скрывается ложь и лицемерие, а их поведение вызывает осуждение и презрение. Он был разочарован в своих ожиданиях и испытал ощущение неполадок в своей семье и общественной среде.
В своем гневе Фамусов не стеснялся высказывать свое негодование и недовольство. Он неоднократно пытался прервать застолье и уйти, но был остановлен Молчалиным, который пытался сохранить торжественный характер вечера. Этот толчок от присутствия застольной компании послужил раздражающим фактором для Фамусова и стал первым шагом в развитии сюжета комедии.
Причины гнева | Мотивация |
---|---|
Шумная и шаловливая компания | Нарушение приличия и воспитанности |
Ложь и лицемерие застольной компании | Ощущение неполадок в обществе |
Недовольство и осуждение поведения гостей | Развитие сюжета комедии |
Зависимость от окружения и общественного мнения
Гнев Фамусова в начале комедии «Горе от ума» вызван его зависимостью от окружения и общественного мнения. Фамусов живет в высшем обществе, где ценятся статус, приличия и конформизм. Он становится жертвой общественного давления, которое предписывает ему соответствовать определенным нормам и ожиданиям.
Фамусов стремится показаться успешным и богатым, однако на самом деле он ничем не отличается от других дворян. Он впадает в ярость, когда его старший сын Митрофан пытается убеждать его в необходимости привлечь к его руке дочь любимой семьи – подруги Скотина – вместо родной Надежды Петровны. Общественное мнение и убеждение, что «так делать не принято», оказывают огромное влияние на Фамусова, и он начинает сжигать мосты с родными и друзьями, чтобы соответствовать требованиям высшего общества.
Помимо этого, Фамусов зависит от мнения своей семьи, особенно от мнения своей жены и дочери. Он хочет, чтобы его жена уважала его и его решения, а дочь почитала. Когда дочь Верочка соглашается выйти замуж за нищего Липочку, Фамусов теряет контроль над своим гневом и начинает ссориться с дочерью, домогаясь ее послушания. Он не может принять выбор своей дочери, так как это противоречит его представлению о том, как должна вести себя приличная девушка из высшего общества.
Зависимость Фамусова от окружения и общественного мнения выражается и в его отношении к Собакевичу – простому человеку, безвольно соглашающемуся на выгодность сделки. Фамусов недоволен тем, что Собакевич прекрасно осознает свою ничтожность и пытается приспособиться к высшему обществу. Фамусов презирает его подобное поведение, в котором видит нежелательное отклонение от стандартов и норм.