«Мертвые души», великое произведение русской литературы, в котором Николай Гоголь поражает своего читателя не только непревзойденным мастерством изложения и глубоким знанием человеческой души, но и оригинальной структурой своего произведения. Роман состоит из двух частей, а каждая часть подразделена на главы. В этой статье мы рассмотрим основные главы поэмы «Мертвые души», а также проведем их анализ и краткое описание.
Первая часть «Мертвых душ» состоит из 12 глав, каждая из которых несет в себе свою собственную историю и вносит определенный вклад в общий сюжет. Начиная с бурлескной главы «Гоголь-Януарий» до трагической главы «Умник», автор виртуозно показывает читателю разнообразие жизни в России первой половины XIX века и раскрывает судьбы различных персонажей. В каждой главе Гоголь одними словами может вызвать умешательство или жалость, а другими словами — улыбку.
Вторая часть «Мертвых душ» состоит из 9 глав. В них автор, уже менее бурлескно, но также мастерски описывает сюрреалистическое путешествие главного героя, Чичикова, и его взаимодействие с разнообразными персонажами. От «Достоевского» до «Лебедя». Гоголь исследует различные сферы общества, ставит нас перед лицом коррупции, фальши и пороков российской действительности того времени. Но он также показывает надежду на будущее и жизненную силу настоящих «живых душ».
Бывалое радишево о господине королевиче Чичикове
Господин королевич Чичиков был недавно приехавший в наши края и вызывал оживленный интерес среди местных жителей. За его спиной ходили недобрые слухи, что он собрался купить у населения «мертвые души», то есть крестьян, уже умерших, но официально еще зарегистрированных в душевных списках и приносящих доход владельцам поместий.
Несмотря на эти слухи, Чичиков был обладателем довольно пристойной внешности и способностью очаровывать окружающих. Он постоянно держался в правильных кругах, был вежлив и учтив, искусно маскируя свои истинные намерения. Он знакомился с господином Радишевым, и тот в своем весьма злоязычном стиле отмечал, что Чичиков — «городничий как городничий, а человек как человек».
Радишев, самоуверенный и высокомерный человек, не испытывал светлых чувств к незнакомцам, и поэтому беспристрастно отмечал только его внешние качества и положение в обществе. Однако, внимательному читателю становилось понятно, что этот новый приезжий может причинить городу и его жителям немалые неприятности.
Таким образом, господин королевич Чичиков успел привлечь внимание не только господина Радишева, но и всего общества. Все были в ожидании, что произойдет дальше и что принесет этому незаурядному господину прибыли и успехов в новом месте.
Смутное время — и бывшее, и новое
В поэме Гоголь описывает смутное время как переходный период от старого к новому. Он исследует последствия и проблемы, которые возникают в этих переменчивых условиях. Автор изображает двоедушность и неопределенность времени развалу старой системы и возникновению новой. В данном контексте «Мертвые души» стали метафорой, символизирующей утрату и хаос, который был присущ Смутному времени.
Смутное время имеет глубокий отпечаток на живых героях поэмы. Чиновники и купцы, живущие в это время, становятся подвержены влиянию системы, которая трансформируется в неизвестном направлении. Гоголь вводит различных персонажей, чтобы показать, как они справляются и адаптируются к зависимости от общественной среды, в которой они живут. Смутное время становится источником нравственного и этического парадокса, необходимого для осмысления и обозначения ценностей в водовороте перемен.
Смутное время оказывает влияние на главного героя поэмы, Чичикова, и формирует его мировоззрение. Герой вступает в контакт со множеством разных людей, порожденных смутным временем, и сталкивается с их моральными и этическими амбивалентностями. Для Чичикова это время становится испытанием его характера и сознания, оно влияет на его выборы и духовные устремления.
Таким образом, Гоголь изображает смутное время как переходный период, основанный на сложной и противоречивой природе человеческой жизни. В поэме «Мертвые души» автор исследует его эффекты на обычных людей и главного героя, отражая проблемы и амбивалентности этого времени через метафору мертвых душ.
Местная авторитетность сильващины
Гоголь создает широкий спектр персонажей, отличающихся своими индивидуальными особенностями и социальным положением. Однако особенное внимание автор уделяет сильващине — местным чиновникам и знати, которые являются главными исполнителями системы «мертвых душ».
Сильващины, представленные Гоголем, выглядят как герои, чья авторитетность неоспорима в глазах местного населения. Они обладают влиятельным положением в обществе и поддержкой со стороны губернатора и высших сословий.
Однако, Гоголь раскрывает подковерную деятельность сильващин, подводя их под сатирический и критический взгляд. Они злоупотребляют своим положением и нарушают правила и законы ради выгоды и своих личных интересов.
Гоголь особенно выделяет таких персонажей, как Плюшкин и Чичиков, которые являются типичными представителями сильващины. Первый — жадный и скупой помещик, второй — обманщик и мошенник. Оба персонажа являются яркими примерами авторитетности и влиятельности сильващины, но их поступки и поведение находятся в противоречии с общепринятыми нормами и законами.
Таким образом, Гоголь в своей поэме «Мертвые души» остро иронизирует над местной авторитетностью сильващины и выясняет, что за авторитетом, часто скрывается нечестность, жадность и коррупция.
Военная маневрированность светских господ
В романе «Мертвые души» Николая Гоголя одна из глав посвящена описанию и анализу военной маневрированности светских господ. Этот раздел имеет большое значение для понимания образа и натуры русской интеллигенции первой половины XIX века.
Гоголь рассказывает о том, как светские господа играли в военные маневры, вырабатывая тактику и стратегию. Казалось бы, военная тематика не должна иметь место в повествовании о тусовке городских элит, однако это дает автору возможность показать превратности и сложности их жизни и образа мышления.
Главы, посвященные военной маневрированности светских господ, позволяют нам понять, что в реальности происходит в их душах и уме, и как они становятся пленниками своих собственных стратегий и тактик. Это ироничное отражение реальности, которое Гоголь подчеркивает с помощью гротескных эпизодов и запутанных диалогов.
Таким образом, военная маневрированность светских господ в романе «Мертвые души» Николая Гоголя является одним из ключевых аспектов, который помогает читателю лучше понять их характеры и натуру. Этот раздел является метафорой для сложностей и противоречий их жизни и образа мышления, а также генерирует иронию и сатиру.
Деловая деятельность, рост и падение Чичикова
Главный герой поэмы «Мертвые души» Николая Гоголя, Павел Иванович Чичиков, представлен как амбициозный и предприимчивый человек. Он приезжает в провинциальный город с целью приобрести мертвые души, то есть крестьян, умерших после последней переписи населения, но еще не вычеркнутых из книги.
Чичиков видит в этом бизнес-проекте возможность получить выгоду и подняться на социальной лестнице. Он охотно обращается к различным людям, выясняет, как можно совершить такую сделку, и довольно хитро приобретает мертвые души.
Чичиков постепенно развивает свою деловую деятельность, заключая сделки с разными владельцами. Он проявляет смекалку, изобретательность и хорошее деловое чутье, чтобы сделки были выгодными и приносили ему прибыль.
Начинается период роста для Чичикова: он приобретает все больше и больше мертвых душ, увеличивая свое богатство и социальное положение. Он становится уважаемым человеком в городе, пользуется успехом у местной элиты и даже привлекает внимание принца.
Однако, все предательно терпит крах. Оказывается, что его сделки основаны на мошенничестве и обмане. Мертвые души, которые он покупает, фактически не представляют собой никакой ценности. Вся его деловая деятельность обваливается, и Чичиков оказывается на мели.
Таким образом, рост и падение Чичикова символизируют иллюзорную природу его деятельности. Он оказывается пойманным в собственной сети и понимает, что всю свою жизнь обманывал людей. Эта история является моральным предостережением о пагубности жажды богатства и власти.
Уединенное соседство, или Современное вневременное
Глава XVIII
В этой главе автор описывает судьбу купца, по имени Герасим Трофимович Лебедев, который живет в Петербурге и имеет своеобразный образ жизни. Герасим Лебедев предстает перед нами как романтическая натура, полностью поглощенная, а, можно сказать, плененная идеей становления нового капиталистического общества в России.
Глава XIX
В этой главе дается подробное описание усадьбы владелицы смертных тел – графини Анны Федоровны Коробочкой. Автор повествует о том, какие тяготы и неудобства сопровождают жизнь у Бориса Васильевича Голикова, героя поэмы, когда он решает остановиться на этой усадьбе и поселиться в близлежащем монастыре.
Глава XX
В этой главе, автор переводит нас на Украину, в губернию Миргородскую, где живут обыкновенные, простые люди. Гоголь рисует крестьянский быт и жизнь в небольшой деревне, изображая их наивность и простоту. Главный герой этой главы – Чичиков, путешествующий искатель приключений.
Глава XXI
В этой главе, автор описывает встречу Чичикова с городской богемой и высшим обществом Миргорода. Гоголь здесь затрагивает тему мерзости и фальши в городской среде, показывая, что даже те, кого считают истинными друзьями и близкими, на самом деле оказываются лживыми и предательскими.
Глава XXII
В этой главе, автор возвращается к персонажам из предыдущих глав и продолжает раскрывать их характеры и философию. Одним из центральных персонажей этой главы является старик Плюшкин, обладающий огромным богатством, но живущий в полном одиночестве и отшельничестве.
Глава XXIII
В этой главе, автор продолжает исследование человеческой души и межличностных отношений. Гоголь изображает возможность и невозможность любви, предательство и жестокость, чистоту и порочность взаимоотношений между людьми.
Глава XXIV
В этой главе, автор завершает основной повествовательный ряд. Герой поэмы, Чичиков, сталкивается с последствиями своих поступков и ошибок. Гоголь заключает этот отрывок словами о преодолении своего эгоистического «я» и осознании настоящих ценностей в жизни.
Всякие роды громоотводов
В романе «Мертвые души» Николай Гоголь использовал образ громоотводов, который символизирует различные представления об идеале и судьбе народа.
Первый громоотвод, упоминаемый в поэме, — это образ традиционного православного громоотвода, который широко распространен в русской деревне. Он символизирует веру и приверженность народа к христианским ценностям. Такие громоотводы часто устанавливаются на церквях или монастырях и подчеркивают религиозную сторону жизни русского народа.
Второй громоотвод — это образ громоотвода, установленного на государственных зданиях, которые символизируют власть и государственность. Такие громоотводы указывают на важность государства и его влияние на жизнь народа. В романе «Мертвые души» эти громоотводы отражают влияние государства на судьбу героев и общество в целом.
Третий громоотвод находится в столице и символизирует западные веяния, эвропеизацию и модернизацию. Этот громоотвод является символом прогресса и развития общества, который часто сталкивается с консервативными взглядами народа.
Все эти различные роды громоотводов в поэме Гоголя являются не только отражением физической структуры города и деревни, но и символами идей, образов и ценностей, которые присутствуют в жизни русского общества.
Одним из основных тематических направлений обсуждений является образ России и русского общества, представленный в «Мертвых душах». Многие исследователи считают, что Гоголь в своем произведении критикует тогдашнюю систему помещичьей России, где крестьяне были обусловленными существами, обладающими стоимостью в деньгах, а помещики использовали их для своих прибылей. Это является универсальной проблемой, которая актуальна и для современного общества.
Также активно обсуждается герой Николай Гоголь создал героя, который неожиданно стал популярным. Я имею в виду главного героя, Павла Ивановича Чичикова. Это загадочная фигура, истинные намерения которой до конца произведения остаются неясными. Многие исследователи считают Чичикова примером постмодернистического героя, которого нельзя пытаться понять в рамках обыденного мышления.
В целом, «Мертвые души» Николая Гоголя оставляют много места для обсуждения и интерпретации. Она является полем борьбы между созерцанием и философией, искусством и реальностью. Она заставляет каждого читателя задуматься о смысле жизни, о проблемах морали и человеческой природы.